February 4, 2018

December 26, 2017

Please reload

Недавние статьи

NOTHING PERSONAL-JUST BUSINESS

 

Жираф публикует статью Наталии Добрыниной, театрального продюсера. Последний год Наталия работала в команде координаторов event-агентства Dance Open, что и положило начало её «внетеатрального» карьерного опыта. О том, что сегодня хотелось бы изменить в театральном менеджменте и почему работа в других сферах может дать ей сегодня больше развития, Наталия рассказала для читателей Жирафа.

 

Какое слово я сейчас употребляю чаще всего, когда о говорю о работе? Профессионализм. 

 

Такое емкое и оттого заезженное (в моей жизни - точно). Сегодня я буквально разговариваю им и его производными, потому что ищу эти стандарты профессионализма, чтобы впоследствии применить к себе. 

 

Я совсем недавно пришла в профессию, я хочу ее освоить, следовать общепринятым и оттого уже ставшими негласными (хотя надо бы их иногда произносить, чтобы сверять показания), стандартам и, возможно, в дальнейшем, задавать новые. 

 

Если отойти в сторону и провести параллель с другими сферами, то, возможно, мне удастся яснее обозначить свою боль. Когда официант приносит грязную посуду, на которой лежит остывший ужин, ещё и не тот, который ты заказывал, следует отработанная схема:  возмущение, менеджер, выговор, все оказывается за счет заведения. Тебе даже и в голову не придёт спустить все по тормозам только потому, что, видимо, человек оказался просто с замедленным восприятием мира, да и рассеян, потому что влюблен, или у него просто сейчас куча дел, и вообще, столиков ещё много, а он один, это такой стресс. 

 

Почему в области менеджмента культуры и искусства относиться к своим трудовым навыкам как к услуге (экономическое понятие) не принято? 

 

Вероятно, трудности с определением критериев нашей профессии связаны с тем, что они находятся на очень тонком рубеже между деловым этикетом и общим/повышенным уровнем бытовой человеческой культуры. Когда в рамках планирования, подготовки и реализации проекта тебя дезинформируют, подводят, мешают, (унижают), непросто сформулировать претензию к партнеру/работнику, все чаще начинаешь списывать эту грязь на слишком тонкое чувствование действительности и битые персональные качества, обладателя которых становится всё сложнее воспринимать как контрагента. Я не перестаю призывать, nothing personal, it's just business. Как ни странно, заботясь об этом business, становишься внимательнее к personal. Потому что ты начинаешь ценить чужое: драгоценное время, вложенные силы, попытки выйти на качественно новый уровень. 

 

Я предвижу, как на меня обрушатся возмущенные возгласы о том, что перечисленное выше справедливо только по отношению к менеджерам, а творец (режиссер, композитор, хореограф, актер, певец, артист балета и т.д.) только тогда может создавать шедевры, когда не отвлекается на всю эту мишуру вроде темы письма или составления грамотного сценария проведения. Как бы вам объяснить...нет. 

Высочайший уровень творца и его ремесла только тогда и подкрепляется, когда такие «земные» вещи выполняются качественно, гладко. Не надо называть лень и ограниченность самобытными. На мой взгляд, давно пора сделать попытку пойти навстречу общемировым схемам и алгоритмам сотрудничества. В крайнем случае, никто не отменял практику личных ассистентов, агентов, директоров, чья прямая обязанность владеть всем этим. Ведь если художника не приглашают принять участие в проекте, и он теряет потенциальный заработок, ему проще объяснить это общим заговором против его творчества. Хорошие агенты же имеют все шансы распознать среди причин отказов от совместной работы как банальную вкусовщину, так и реальные проблемы с исполнением взятых на себя обязательств со стороны творческой единицы.

 

Когда заказчики или посреднические продюсерские центры и event-организации могут сделать вывод, что работать с данным артистом они будут, по возможности, все меньше и меньше? К примеру. Исходя из всех расходов, заложенных на сопровождение творцов, смета всего мероприятия перераспределяется с наибольшей выгодой для художественной составляющей и с соблюдением баланса всех возможных затрат. Когда все расчеты сделаны, технический директор, художник-постановщик, PR-директор, турменджер и прочие руководители подразделений, перекрестившись с благодарностью за то, что теперь можно работать, идут выполнять свои планы. Однако творческая единица (режиссер, артист...) считает позволительным и вполне соответствующим своему статусу человека настроения один из (или все сразу) пунктов:

- несанкционированно приобрести авиа- или жд билеты и забронировать номера в гостинице более высоких категорий для себя и своего сопровождения (порой тоже очень внезапного для организатора) за счет средств проекта;

- указать в качестве обязанностей организатора регулирование авторских прав и отчисления фотографу, сделавшему портфолио для артиста несколько лет назад, из которого были взяты фотографии для рекламных материалов проекта (sic! с заблаговременного согласования с артистом) - за 3 недели до премьеры, гигантские афиши и билборды которой висят по всему городу;

- отказаться выйти на сцену за час до начала мероприятия до тех пор, пока ему лично не покажут обналиченный гонорар с множеством нулей при оговоренной ранее постоплате. Маленькое отступление: те, кто ранее не работал с госисточниками финансирования, может не предполагать, что в 99% случаев средства за проект приходят сильно после даты его проведения, никаких предоплат. Поэтому тогда ответственному за этого артиста менеджеру был устроен увлекательный квест по всем банкоматам города с личными карточками своих коллег и высшего руководства. 

 

Иногда в лицо утверждалось, что N ещё приятнее работать оттого, что за ним бегают, расчищают путь, затирают скандалы и штрафы, а он срывает планы, затягивает сроки, но не изменяет своим принципам, паря над бытовым. Просто оттого, что ты не можешь бросить дело, в которое втянуто порядка сотни людей и приблизительно такого же объема млн ₽, в пику и назидание. Мы продолжаем прощать, терпеть и смеяться. «Что с них взять?».

 

Я понимаю, что «получать профессию в учебных заведениях» в нашей сфере - занятие весьма условное. Со многими выпускниками, разочарованными в принципах подачи азов специальности, я не соглашусь. Наверное, тезис «теория и практика - неотделимы друг от друга» применительно к менеджменту культуры и искусства мне позволят не раскрывать..? Можно оплатить человеку билет до конечной, но ничто не мешает ему принять решение выйти на промежуточной остановке.  Как использовать знания - решение каждого.

 

В завершение хотелось бы расставить точки над i. Я - молодой специалист, который в силу разных причин только начал набивать шишки. Возможно, со временем, мои болевые ощущения притупятся. Но сейчас я готова очень четко озвучить свою позицию: я хочу учиться на правильных примерах, я хочу стремиться к небожителям. Именно поэтому я не сторонюсь работы в областях, далеких от нашей: к сожалению, сегодня почерпнуть опыт высоких стандартов менеджмента мне удается в сферах деятельности порой очень далеких от искусства. Такой выход, грубо сводящийся к бегству, можно объяснить не только частным выбором, но и общей тенденцией в области. В малоконкурентной среде перед специалистом встает выбор: либо не переживать и сокращать требования к себе, тем самым в своем лице понижая стандарты профессии, либо искать компании, где пресловутые законы рынка не считаются чем-то постыдным и низким.

 

Однажды мне выпало искать достаточно крупную площадку в стране Восточной Европы, которую вряд ли можно назвать кузницей культурных событий. Критерий был единственный: большая вместимость, так как надежды на «начинку» в виде надлежащего свето- и звукооборудования, мебели, элементарного выделенного пространства под гардероб и прочих атрибутов концертного зала, не было совсем. Догадки подтверждались с каждым посещением сайтов потенциальных площадок:

- вся информация предоставлялась на достаточно специфичном местном языке;

- имела отношение исключительно к собственным мероприятиям зала;

- контакты не делились на департаменты или конкретные должностные лица (некорректно предлагать потенциальному партнеру или крупному заказчику направлять запрос на общий info@theatre.ru - это ещё раз демонстрирует незаинтересованность в сотрудничестве).

И только один концертный зал не просто выиграл на фоне местного чистого поля, но и «побил» многих более продвинутых зарубежных коллег: 

- мелочь, а приятно - было распознано, что я захожу из-за рубежа, отчего сайт сразу открывался в режиме eng, не требовалось самостоятельно искать переключение;

- информация для организаторов мероприятий была разложена по категориям и доступно преподнесена: планы и схемы этажей, сцены, залов и служебных помещений, характеристики свето- и звукооборудования, музыкальных инструментов со стоимостью их аренды, описание и фото пространств для возможной сопроводительной выставки, возможность выбора мебели и конфигурации ее расстановки прямо на сайте. Самое трогательное: месторасположения табличек для посетителей с информацией о доступе wi-fi + их непосредственное фото, чтобы не потерять! 

- контакты сотрудников, отвечающих за разные направлениях: event, туризм, культура, каждый из которых, соответственно, сможет компетентно ответить по узкоспециальным вопросам.

Благодаря этой информации мы смогли быстро рассчитать смету и программу мероприятия для нашего заказчика, оперативно согласовав всё с концертным залом. Да, каждый день в календаре этой площадки был расписан до 2022 года. 

 

Я делаю вывод, что в любой системе «не принято - не значит невозможно».

 

Если мне укажут на необходимость приписать ремарку о том, что приведенные выше примеры правомерны только для крупных проектов с большими инвестициями, то я попрошу разрешения читателя оговориться сразу. По моему мнению, мы сами подвели себя к схеме, превратившейся в замкнутый круг: 

 

Средний бюджет + некомпетентные кадры = провалы в организации работы -> вывод средств (привлеченных нечеловеческими усилиями). 

Через время: малый бюджет -> непривлекательная среда для высококвалифицированных кадров -> провалы в организации работы -> отказ в сторонних инвестициях.

 

Я считаю, что такая острая и многоаспектная тема должна обсуждаться на профильных встречах, за круглыми (и кухонными) столами именно потому, что количество сторон в менеджменте культуры и искусства со своей субъективной, но от этого не менее значимой, правдой уже давно не пересчитывается на пальцах. Поэтому, хочется верить, что мои переживания не окажутся просто сотрясанием воздуха, а найдут отклик в ещё чьих-нибудь умах.

 

*Фрэнсис Бэкон «Голова IV»

Share on Facebook
Please reload

Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square