February 4, 2018

December 26, 2017

Please reload

Недавние статьи

ВСЁ ЕЩЕ НЕ ИСЧЕЗЛО-3

 

 

«Когда я говорю о времени, оно еще не наступило

Когда я говорю о месте, оно уже исчезло

Когда я говорю о человеке, он уже умер

Когда я говорю о времени, оно уже прошло...»

 

Жан Бодрийяр, «Почему все еще не исчезло»

 

Искусство непоследовательности. Магазин восприятий. Великая депрессия смысла.  

 

Часть третья. Искусство непоследовательности.

 

На самом деле я ужасно непоследовательна.  Вы читаете этот текст с конца.

 

Недавно выяснилось: я предпочитаю притворяться, что доверяю тому, кто давным-давно мне врет, чем по-настоящему поверить тому, кто еще ни разу не обманывал. Лапша на ушах становится новой правдой, проходя через многократное успокоительное повторение внутри моей головы. Fake it till you make it, как говорят американцы.

 

Хорошая новость: именно в этой точке превращения лапши в истину реальность становится искусством. Оскар Уальд и эстетисты позавидовали бы чудесам сплетения механизмов рождения искусства и возникновения современной нам реальности.  Искусство на самом деле непоследовательно. Как и непоследовательны события, сопровождающие нас каждый день. Искусство не имеет ничего общего ни с результатом, ни с целеполаганием. Оно ничего не обещает и не гарантирует. Мы освобождены от навязанной культурой «нормы» восприятия, если речь идет о настоящем искусстве. Оно кажется честнее жизни именно из-за отсутствия необходимости этих бесконечных «предвыборных обещаний». Восприятие его божественной непоследовательности рождает в нас новую энергию и силу к жизни.  Язык логики и последовательности давно устарел, нет никакого смысла притворяться, что действия являются следствием слов, и мы сейчас имеем прямое отношение к сказанному нами ранее. Однако язык нецельного, коллажного мироощущения искусства «пост» так и остался иностранным для нас. Мы не научились впускать его в живую реальность, шутить на нем или разгадывать кроссворды, получать от него удовольствие или просто мирно соседствовать с ним, используя его иногда для расшифровки новых вызовов времени. Не успев по-настоящему овладеть инструментарием, отечественное искусство вдруг оказалась уныло провинциальным и вторичным, научившись имитировать новое искусство, так и не полюбив саму суть его раздробленности. За непоследовательность все равно почему-то стыдно.

 

Засилье черновиков, набросков, так и не вырастающих в законченное произведение, множество подвальных лабораторий-экспериментариумов без претензий на «сакральную» ответственность художника провоцирует тоску по большому стилю, серьезному мастеру и новой великой утопии. Но вместе с тем страх завершенности заставляет нас ощущать, что всякое целое будто бы представляет собой фальшивку, манипуляцию и утверждение уже несуществующей истины. Современное русское искусство трагически балансирует от тоски по крупной форме и большому художнику-мессии, соприкасаясь с работой которого все на свете вдруг станет ясно, до анархического «антихайпа», в котором энергия уничтожения и провокации важнее смысла слов.  Выработанный годами механизм контакта с действительностью заставляет нас стыдиться непоследовательности, поскольку сам факт формулирования слов в предложения как бы объявляет её невозможность. Нам не было выдано ключей, которые препарировали бы непоследовательность так же успешно, как логику линейных сюжетов, хотя существовать в этой новой реальности приходится уже сейчас.

 

Автор картины - Kurdt Cobain

Share on Facebook
Please reload

Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square