February 4, 2018

December 26, 2017

Please reload

Недавние статьи

THERE IS ONLY ONE EXIT FROM ETERNAL RUSSIA *

 

 

 

 

В самом начале 2017 года известный театральный критик, главный редактор журнала «Театр.», директор Wiener Festwochen 2016 - выпустила в Берлине проект, в котором выступила в качестве режиссера. Марина Давыдова смело меняет роль для того, чтобы свободно, без возможности повторений уже много раз названного, представить новое авторское высказывание о политической России, которой предстоит целый год юбилея октябрьской революции. Германия выбрана для возможности высказаться, а время - первый месяц 2017 - чтобы успеть проговорить свою личную гражданскую позицию раньше, чем государство предоставит свою.

 

В Берлине на премьере «Вечной России» побывала журналист Екатерина Анохина, несколько лет находящаяся в ситуации эмиграции:

 

«Eternal Russia» («Вечная Россия») Марины Давыдовой, Веры Мартынов и Владимира Раннева – это арт-проект стройной конструкции и смелого высказывания. Это пристрастный и очень критичный взгляд на историю России с царских времен через советское время по сегодняшний день в аллегорической форме. Премьера состоялась 12 января 2017 г. в Берлинском театре Hebbel am Ufer.

 

Критика критика

 

«Eternal Russia» – «вечная Россия»: по сути, с царских времен до сегодня ничего не изменилось. Россия как была самодержавной страной с народом, который не хочет свободы, так и осталась, а как pro forma называется форма правления – абсолютная монархия, конституционная монархия, советская социалистическая республика или президентско-парламентская республика – это дело десятое. Для тех, кто все-таки хочет свободы, два пути: либо за решетку, либо хотеть где-то в другом месте.

 

Весь перформанс – это аргументативная база к названию. В трех частях – «утопиях» – русский интеллигент (в исполнении Сергея Чонишвили) рассказывает, как прогрессивные идеи, которых было бессчетное множество, одна за другой феерично проваливались. Сначала провалилась идея революции («Для меня революция в России закончилась в октябре 1917 года»): все те свободы, которых добилась революция 1905 года, были ликвидированы с приходом к власти «уголовника» Ленина. Потом был перечеркнут левый авангард, на смену которому пришел так называемый соцреализм, на деле оказавшийся не больше, чем той же школьной формой царских времен – но с красным галстучком. Проект Сталина оказался таким же правым, как Гитлера и Муссолини, только что был увешан левыми лозунгами. Ну а следом лопнула и сексуальная революция, символом которой стала Коллонтай с ее концепцией новой женщины.

 

Красный угол в красной комнате

 

«Ein performativ-instalativer Parcours» (в прямом переводе – «перфомативно-исталляционный паркур») –  так определяют жанр сами режиссеры. Паркур скорее не как спорт, а как искусство максимально эффективно передвигаться по городскому пространству, бросая вызов своему собственному телу. Тело в данном случае – Россия, устроившая забег с препятствиями по своей истории XX – начала XXI века.  Препятствия – несколько ключевых идей, которые представлены в четырех разных комнатах и показаны в разных формах – инсталляция, видео-доклад, аудио-рассказ в темноте, немое кино. А, может, это зритель становится трейсером, переходящим из помещения в помещение.

 

Первое помещение, в которое зритель возвращается три раза после посещения «утопий», – это аллегория приемного зала правителя – своего для каждой эпохи, но всегда красного.  Сначала – дворцовый зал с огромным портретом Николая II, увешенный иконами. Затем – тот же зал, разрушенный сразу после революции. Портрет Николая закрашен черной краской, от икон остались только оправы. Затем – партийный зал заседаний с портретом Сталина и – Станиславским, Гоголем и Пушкиным в иконных оправах. А потом современный приемный  зал нынешнего президента – с иконой Сталина (!) и георгиевскими ленточками на трусах греческих статуй.

 

Помимо этого в этом «вечном» помещении – множество прекрасно продуманных деталей, которые считываются при внимательном рассмотрении. На это режиссер дает достаточно времени: кроме изменений света и звука, в помещении Eternal Russia ничего не происходит, и зрители гуляют по нему, как по музею.

 

Итого

 

2017 год. Премьера перформанса русского театрального критика об истории России проходит в Берлине – да здравствует тамиздат. Этот спектакль должен попасть в Россию – только там он сможет выстрелить как настоящее политическое высказывание. Для Берлина он всего лишь занятная экзотическая штучка.

«Для берлинской публики остается только запасной выход. А какая надежда есть для России?“ – пишет Konrad Kögler из Kulturblog. Berliner Zeitung критикует „Eternal Russia“ за некоторую узость взгляда: «Амбициозно, без сомнения, перспективно, однако слишком узкий повествовательный взгляд через призму власти». В Süddeutsche Zeitung спектакль назван «горьким комментарием к юбилею прославленной Октябрьской революции». Авторы nachtkritik.de, однозначно положительно оценившие спектакль, оставляют открытым вопрос, нужен ли подобный эксперимент в рамках европейской истории – и возможен ли.

 

2017 год – 112 лет с одной революции, 100 с другой. Изменилось все и не изменилось ничего. «Кровавый царь» канонизирован, Сталин стал «эффективным менеджером», политические свободы только на бумаге, современное искусство цензурируется, демонстрации разгоняются. Welcome to Eternal Russia.

 

*Цитата из перфоманса «Eternal Russia»: Есть только один выход из вечной России. 

 

Share on Facebook
Please reload

Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square